В 2010 году руководители министерства промышленности и торговли РФ заявляли о планах снижения доли импортной продукции в машиностроении до 43% к 2020 году, но сейчас планы резко поменялись и власти настаивают на ускорении процесса импортозамещения, особенно в ТЭК и ОПК.
Глобализация экономики и усиление внешнеэкономических связей российских предприятий привели к тому, что при производстве продукции в некоторых отраслях они используют, по оценкам экспертов, до 85% импортных комплектующих. Не всегда это связано с отсутствием аналогичных товаров, производимых не территории России, часто случается, что приобретать сырье, узлы и детали экономически выгоднее за рубежом. Несмотря на то, что процесс импорта промышленной продукции не носит резкой негативной окраски и имеет конкурентные причины, высший аппарат управления государством всегда задумывается о том, чтобы как можно больше снизить долю импорта. Особенно это касается отраслей, которые являются стратегически важными для государства. Зачастую, этот процесс носит планомерный характер.Однако, все меняется, когда существующие экономические связи рвутся, а соглашения о партнерстве нарушаются. Именно это сейчас происходит в Российской Федерации. В свете нестабильной геополитической ситуации в мире вопрос экономической безопасности и импортозамещения стал «вопросом номер один».
Например, в машиностроении максимальная доля импортной продукции еще недавно приближалась к 100%, последовательно возрастая с момента распада СССР и до 2008 года, затем этот показатель стал снижаться и в последние годы колеблется на уровне 80-85%, а в отрасли ТЭК – основной, формирующей отечественный бюджет в его доходной части для некоторых регионов страны, – 70%.
В 2010 году руководители министерства промышленности и торговли РФ заявляли о планах снижения доли импортной продукции в машиностроении до 43% к 2020 году, но сейчас планы резко поменялись и власти настаивают на ускорении процесса импортозамещения, особенно в ТЭК и ОПК.